.

Сделать репост в соц сети!

воскресенье, 1 января 2017 г.

О влиянии индивидуальных особенностей на продуктивность деятельности в течение суток

С наступившим!
Пост в продолжение и, надеюсь, завершение постов


Если вы нетерпеливы, сразу вниз к резюме, тут много букфф.
Суть трилогии в следующем: у нас есть 816 респондентов, которые прошли тесты КТО и Биг5 в разное время суток. Первый пост (В какое время суток лучше проходить психологические тесты) не выявил значимых различий в уровне результатов ни по одной из шкал указанных тестов. Но при этом, данный результат не исключает влияния индивидуальных особенностей на результаты тестов в разное время суток.
Я обозначу некую полезную задачу, которую я планировал решить. Поскольку под респондентами я мысленно представляю кандидатов при приеме на работу, то от кандидатов ожидается высокие результаты по тестам способностей. Следовательно, говоря о влиянии индивидуальных особенностей на результаты тестов, я подразумеваю выявление связи между результатами КТО как зависимой переменной и результатами Биг5 (шкалы которого я понимаю как индивидуальные особенности) в разрезе времени суток.
Если совсем просто, то хотелось бы дать рекомендации интровертам, тревожным и/или импульсивным людям рекомендации, в какое время суток имеет смысл проходить тесты способности при приеме на работу, а в более широком смысле - в какое время суток эти люди более продуктивны, понимая под продуктивностью интеллектуальные способности.

Возражения

Возражение 1

Виталий Алтухов указал мне, что идеальный дизайн исследования о влиянии индивидуальных особенностей на результаты тестов был бы такой, при котором одни и теже люди проходили одинаковый для себя банк заданий в разное время суток. Соглашусь, но 1) у меня нет ресурсов на такие исследования (у Виталия, может быть, и есть и 2) надо контролировать переменную "загрузку в течение суток прохождения тестов", чтобы быть уверенным, что загрузка была равномерная во все дни тестирования.
В ответ на это возражение стал пост В какое время суток наиболее продуктивны импульсивные люди. Я выделил группу импульсивных и не очень импульсивных людей и посмотрел, какие результаты по тестам способностей показывают две эти группы товарисчей в разрезе времени суток.
Результат нулевой: мы не выявили различий.
Главная проблема для меня здесь в том, что это лишь одна из частных гипотез, она не опровергает влияния индивидуальных особенностей на результаты тестов, у нас есть еще четыре шкалы теста Биг5, кроме того, тот же Виталий Алтухов заявил, что лучше брать деление не по линии медиан, а меньше 3,5 стена и выше 7, 5 стена, как крайние группы. Кроме того, можно брать строгое неравенство (больше), а можно нестрогое (больше или равно). И в каждом новом случае мы получим новые наборы данных. Таким образом задача может превратиться в бесконечную задачу перебора вариантов.

Возражение 2

Собственно, не возражение, а методология. Виталий утверждает, что мы, скорее, смотрим не влияние индивидуальных особенностей на результаты тестов в разрезе времени суток, а лишь то, в какое время суток предпочитают проходить те или иные психотипы. Это проклятие статистики под названием "корреляция не есть причинность".
По простому: если мы выявим, что люди, проходившие тест вечером, показывают более высокие результаты по импульсивности, то возможны две интепретации полученных результатов:

  1. импульсивные люди предпочитают проходить тесты вечером;
  2. вечером у респондентов повышается импульсивность.

Я просто отмечаю это возражение, но замечу пока, что я, как исследователь, вправе формулировать любой вариант, главное, чтобы полученные результаты не противоречили моей гипотезе.
И я формулирую

Решение

Я решил универсально решить задачу (не прошу прощения за тавтологию). Я решил построить модель регрессии, взяв за Y общую шкалы теста способностей КТО (как самую универсальную), а в качестве предикторов взял пол, возраст, вемя суток и шкалы теста Биг5.
Идея была проста: уж пол то точно имеет дифференцирующую способность (дамы простите, но у мужчин КТО выше, см рисунок ниже)
О влиянии индивидуальных особенностей на продуктивность деятельности в течение суток
KruskalResult(statistic=6.2923885339728649, pvalue=0.012125753573647643). Зацепившись за пол, алгоритм машинного обучения вытащит различия по шкалам Биг5 и, самое важное, по времени суток.
Такие результаты нам бы дали как минимум направление для поиска- куда копать.
Но на третьем шаге тренировки параметров модели я бросил это увлекательное занятие по простой причине: показатель R^2 был равен на этом шаге 0. И даже если бы в конце концов я натренировал модель до 3-4 %, что маловероятно, то в этом случае пришлось бы признать: результат может быть и имел бы академическую ценность, но практической ценности при 3-4 % объясненной дисперсии нет никакой.
Для очистки совести я еще повозился с разными шкалами в разных разрезах, например, результаты теста КТО в разрезе шкалы "Независимость - Согласие" теста Биг5 и в разрезе времени суток. Причем сделано по рецепту Виталия - крайние квартили взяты только
О влиянии индивидуальных особенностей на продуктивность деятельности в течение суток

Или вот тоже самое, но со шкалой тревожности
О влиянии индивидуальных особенностей на продуктивность деятельности в течение суток
И везде Краскал Уолисс говорит нам об очень слабой связи. В одном месте мы получили p-value 0, 04. Но при таком количестве сравнений poct hoc анализ типа поправки Бонферрони наложит нам запрет на всякую мысль сослаться на этот результат как значимый.

Резюме

Подразумевая под индивидуальными особенностями показатели респондента по тест Биг5, мы на сегодняшний день не можем давать рекомендации, в какое время суток лучше проходить тесты способностей, в какое время суток тот или иной психотип более продуктивен.
Спецов прошу попинать меня, может быть найдем новый заход на проблему.

Понравился пост?

и Вы захотите выразить мне благодарность за интересные результаты, просто покликайте на директ рекламу ниже на странице - у вас это отнимет несколько секунд, а мне принесет немного денег.
Импульсивные люли могут сделать перевод на карту Сбербанка,
Номер карты 676 280 38 921 538 46 57 - укажите "за результаты исследования".
И участвуйте в исследовании!

Комментариев нет:

Отправить комментарий